МКОУ СОШ с.Непа
Воскресенье, 19.05.2024, 01:11
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Гонская О.В.-Решение олимпиадных задачРегистрацияВход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Решение олимпиадных задач

Принцип узких мест

Где тонко, там и рвется.

Поговорка

Решать нестандартную задачу — все равно, что идти через дикий лес. Можно, конечно, вы­бирать дорогу наугад, но, тогда скорее всего бу­дешь попадать то в непроходимую чащу, то в болото. Придется ходить туда-сюда, но даже если повезет и пройдешь куда надо, то зря потратишь много времени и сил. Гораздо легче идти, если есть хоть какой-то ориентир. Скажем, забрался на горку и увидел, что надо обязательно перей­ти реку, а брод только во-о-о-н там. Это, конеч­но, уменьшает свободу выбора пути, но зато из­бавляет от ненужных блужданий.

Вот и в задачах, где строят и исследуют кон­струкции, зацепкой к решению часто служит та часть конструкции, где свобода выбора — наи­меньшая. Именно это мы и назовем узким мес­том. Ясно, что от узкого места быстрее дойти до противоречия или легче построить заметный кусок возможной конструкции.

Давайте посмотрим, где можно выявить уз­кие места и использовать их для решения за­дач. Наряду с интуицией на помощь приходят известные приемы решения задач: соображения непрерывности, принцип крайнего, раскраска, принцип Дирихле, аналогия, инвариант, мини­мальный контрпример. Чтобы подчеркнуть особенности каждого из приемов для поиска уз­ких мест, мы сгруппируем задачи по небольшим главам.

Изложение ведется в основном путем разбора задач, называемых примерами. А вот упражне­ния и задачи остаются читателю для самостоя­тельного решения.

 Ищи главное препятствие

Кто нам мешает, тот нам и поможет.

К/ф «Кавказская пленница»

Самая главная идея: поглядеть на задачу «сверху». Если удастся понять, где нам будет всего труднее, то начать нужно именно с попыт­ки преодоления этой трудности.

Пример 1. Можно ли разрезать какой-нибудь прямоугольник на равнобедренные треугольни­ки с углом 40° при основании?

Анализ и решение. Узким местом, очевидно, будет угол прямоугольника. Его надо сложить из углов треугольников. Однако есть только углы в 40° (при основании) и 100° (при вершине тре­угольника). Из них прямой угол не сложишь. Значит, и весь прямоугольник на такие тре­угольники разрезать нельзя.

Если узкое место не находится в требуемой задачей конструкции, стоит поискать его в кон­струкции нашего подхода к задаче. Говоря об­разно, если не видно узкого места в лесу, то мы смотрим не с той горки (дерева) или не в ту сто­рону. Для начала надо будет поискать лучший обзор: вот при решении такой предварительной задачи и может возникнуть узкое место.

Пример 2. Несколько ученых переехали из страны А в страну В. Мог ли в результате сред­ний IQ (коэффициент интеллекта) в обеих стра­нах увеличиться?

Анализ и решение. На первый взгляд — нет, ведь «если в одно месте прибыло, то в другом должно убыть». Но это касается только суммы, среднее ведет себя хитрее. Узкое место: понять, как оно себя ведет. Достаточно, впрочем, заме­тить, что повысить средний IQ в стране В мож­но, принимая ученых с IQ выше среднего. И наоборот, чтобы повысить средний IQ в стра­не А, надо избавляться от людей с IQ ниже сред­него! Такое возможно, если средний IQ вА выше среднего и В: организуем переезд ученых с IQ из зазора между средними.

Попробуйте ответить на более хитрый вопрос.

Задача 1. Возможно ли повышение IQ в обе­их странах, если там нет ни одного человека, чей IQ попадал бы в зазор между средними IQ в этих странах?

Если конструкций много, то полезно поис­кать общее узкое место. Это может сработать не только при доказательстве невозможности, но и при построении способа. Классический при­мер: для противодействия всем планам вторже­ния — взрываем все мосты!

Пример 3. На бесконечном листе клетчатой бумаги играют двое, ходят по очереди. Своим ходом можно выбрать любую незакрашенную сторону клетки и покрасить ее в любой цвет (чис­ло цветов неограниченно). Первый выиграет, если после его хода образуется замкнутая лома­ная, где все звенья окрашены в разные цвета. Может ли второй ему помешать?

Анализ и решение. Ломаных бесконечно мно­го, и задача второго «испортить все» кажется нереальной, тем более что любое звено можно обойти. Однако ложка дегтя портит бочку меда. Присмотримся: нет ли у всех ломаных общего свойства, которое можно было бы объявить уз­ким местом? Ну, поворачивать они все должны, чтобы замкнуться... Ага, повороты могут быть разные, но среди них обязательно найдется по­ворот в виде буквы Г (речь, конечно, идет о паре соседних звеньев: одно выходит из общей вер­шины вправо, другое — вниз. А еще бывают L,-повороты и два поворота, для которых букв нет, а именно, пары вверх-влево и вниз-влево). Вот вам и узкое место! Испортим все Г-повороты: разобьем все звенья на Г-пары, и как только первый закрасит одну половинку пары, второй должен покрасить вторую половинку в тот же цвет.

Задача 2. Верно ли, что любой треугольник можно разрезать на 1000 частей, из которых можно сложить квадрат?

Задача 3. На бесконечной клетчатой доске двое играют в крестики-нолики по обычным правилам: выигрывает тот, кто первым выстро­ит 5 своих знаков в ряд по вертикали или гори­зонтали (ряд по диагонали не считается). Дока­жите, что второй может гарантировать себе как минимум ничью.

 Засада на переправе (непрерывность обычная и дискретная)

Сколь ни вдоль, а поперек изволь.

 Поговорка

Если объекты или ситуации задачи можно разделить на две категории («два берега») и если путь начинается на одном берегу, а заканчива­ется на другом, то неизбежно придется переправ­ляться. Часто именно это оказывается узким местом. Надо только убедиться, что не удастся переправиться, не замочив ног. В частности, если некоторая величина принимает целочисленные значения, изменяется на каждом шаге не более чем на 1 и в процессе меняет знак, то она обяза­тельно проходит через 0. Такая величина назы­вается дискретной, а прием решения — диск­ретной непрерывностью. Здесь положительные значения — один берег, отрицательные — дру­гой, значение 0 — речка. Решение задачи этим методом сводится к нахождению подходящей дискретной величины (подходящей в том смыс­ле, что прохождение через 0 дает то, что требу­ется) и проверке, что путь проходит через точки обоих берегов.

Пример 4. Журнал «Юный хакер» выходит нерегулярно — всего два или три номера в год. На обложке стоит номер журнала и год выпус­ка: № 1 — 2005, № 2 — 2005, № 3 — 2006, ... Докажите, что если редакцию не закроют, то рано или поздно выйдет номер, где два числа на обложке совпадут.

Анализ. Процесс очевиден: выход журнала. Берега тоже: один — номера журнала, меньшие года выхода, другой — большие. За дискретную величину естественно взять разность номера журнала и года выхода: разность 0 доказывает утверждение. Ясно, что разность меняется на 1 в моменты выхода журнала или смены года. Ясно также, что сейчас она отрицательна, а лет через 1000 с хвостиком станет положительной. Зна­чит, момент равенства года и номера все-таки наступит.

В предыдущем примере у нас изначально были две величины, и естественно было делить на бе­рега так: на одном первая больше, на другом — вторая. Чаще, однако, такие величины прихо­дится вводить самим: в этом и состоит искусст­во! Разумеется, если величина нецелочисленная, но изменяется непрерывно между двумя значе­ниями, она обязана принять и все промежуточ­ные значения.

Пример 5. В противоположных углах квад­ратного пруда со стороной 100 м сидели два гуся. Поплавав по пруду, они оказались в двух дру­гих противоположных углах. Докажите, что в некоторый момент расстояние между кончика­ми их клювов было ровно 110 м.

Анализ. Естественно разделить все располо­жения пары гусей на два «берега»: когда рас­стояние между ними больше 100 м и когда мень­ше. Начальное расстояние — это примерно диа­гональ квадрата, оно явно больше 110 м. Прав­да, и конечное расстояние больше 110 м. Одна­ко переплывая в другие углы, гусям придется приблизиться друг к другу. Попробуем поймать момент, когда они будут ближе 110 м друг к другу. Узкое место — ширина пруда (от сторо­ны до стороны): когда гуси напротив друг дру­га, расстояние между ними не больше ширины.

Решение. Пусть гуси изначально сидели в уг­лах А и С квадрата АВС.О, а в конце концов ока­зались в углах В та О соответственно. Вначале один гусь был ближе к стороне ВС, а в конце — другой. Значит, был момент, когда расстояния до ВС были одинаковы. В этот момент отрезок, соединяющий их носы, был параллелен стороне ВС, его длина была меньше ВС и меньше 110 м. А в начальный момент расстояние это было боль­ше 110 м. По непрерывности между этими моментами был момент, когда расстояние было равно 110 м.

В предыдущем примере нам самим пришлось «строить берега». Бывает и наоборот: «берега» есть, а процесса нет. Тогда его надо организо­вать, причем так, чтобы «на переправе» был до­стигнут нужный эффект.

Пример 6. Плоскость раскрашена в два цве­та. Докажите, что найдутся точки разного цве­та на расстоянии 1.

Анализ. Берега очевидны: цвета. Организуем процесс перехода с одного берега на другой. Можно пройти между точками разного цвета по прямой или по непрерывной кривой, цвет сме­нится, но как обеспечить расстояние 1? Идея: будем идти шагами длины 1.

Решение. Выберем две точки А и В разного цвета и пройдем из А в В шагами длины 1. Это можно сделать, например, идя от А к В по пря­мой с шагом 1. Если же для последнего шага останется отрезок СВ, короче 1, то построим равнобедренный треугольник СОВ со сторонами СО = ВВ = 1 и сделаем вместо шага С В два шага: СО и ОБ. Проследим за цветом точек, по кото­рым шагаем. На каком-то шаге цвет сменится? Начало и конец шага и дадут искомые точки.

Зная, что узким местом конструкции являет­ся переправа, будем доказывать ее неизбеж­ность — при доказательстве невозможности. Наоборот, при построении примера нужно так строить берега, чтоб они не соприкасались и пе­реправ не возникало.

Пример 7. Можно ли расставить в таблице 8x8 числа от 1 до 64 так, чтобы ни в какой паре клеток с общей стороной или вершиной сумма не делилась: а) на 3; б) на 4?

Анализ. Ясно, что можно заменить все числа на остатки по соответствующему модулю. То есть в (а) можно расставлять О, 1 и 2 (причем единиц на одну больше, чем нулей или двоек), а в (б) — О, 1, 2 и 3 (всех поровну).

Решение, а) Надо избегать ставить нули ря­дом, их придется разбросать изолированными «озерками», окруженными единицами и двой­ками. Можно ли избежать соприкосновения еди­ницы и двойки? Нет: «берег единиц» сомкнется с «берегом двоек», так как «речку» из нулей между ними построить нельзя...

б) Нельзя ставить нули рядом с нулями и двойки рядом с двойками. Расположим их изо­лированными «озерками». Остаются единицы и тройки. Можно ли их отделить друг от друга? Да, ибо теперь мы можем построить «речку», чередуя нули и двойки.

Задача 4. На доске 4x4 расставляются 16 шахматных коней четырех мастей — воро­ные, соловые, гнедые и каурые. Существует ли такая расстановка коней, в которой вороные не бьют соловых, соловые — гнедых, гнедые — каурых, а каурые — вороных?

Задача 5. Найдутся ли 1000 последователь­ных натуральных чисел, среди которых ровно 5 простых чисел?

Задача 6. Есть несколько кусков сыра разно­го веса и разной цены за килограмм. Докажите, что можно разрезать не более двух кусков так, что после этого можно будет разложить все кус­ки на кучки одинакового веса и одинаковой сто­имости.

 Узкие места — в первую очередь (принцип крайнего)

Век свободы не видать...

 В. Высоцкий

Принцип крайнего советует обратить внима­ние в первую очередь на объекты «с краю», где край понимается в геометрическом или арифме­тическом (максимум, минимум) смысле. Узкое место является крайним в том смысле, что там степень свободы — наименьшая. Оно вполне может в геометрическом или каком-то другом естественном смысле оказаться посередине. В этом случае бездумное применение принципа крайнего к успеху не приведет. Более подробно см. в [6].

 Подсчет узких мест (раскраска и принцип Дирихле)

Каждому пассажиру — по мягкому месту.

Фольклор железнодорожников

Сколько пассажиров может перевезти поезд — зависит от числа мест. А как быстро пассажиры смогут высадиться — зависит от числа дверей. Точно так же и в задаче можно получить иско­мую оценку, выделив узкие места и подсчитав их количество.

Пример 8. Дан правильный треугольник. Каким наименьшим числом меньших правиль­ных треугольников его можно покрыть?

Анализ. Накрыв почти весь треугольник чуть меньшим, мы быстро обнаружим, что оставшу­юся узенькую полоску или даже просто сторону исходного треугольникам одним меньшим тре­угольником накрыть нельзя. Итак, стороны — узкое место, но для подсчета они не годятся: ведь можно накрывать стороны и по частям. Заметим, однако, что мы не можем накрыть оба конца стороны (то есть две вершины) одновре­менно. Вот оно — узкое место!

Решение. Каждый меньший треугольник мо­жет накрыть максимум одну из вершин исход­ного, поэтому понадобится не менее трех треу­гольников. Пример с накрытием тремя треуголь­никами легко строится.

В примере выше вершины уже сами по себе стояли особняком. Если таких явно выделенных объектов нет, бывает удобно самим выделить часть из группы однородных объектов — напри­мер, покрасить часть клеток доски.

Пример 9. Докажите, что 11 коней не могут побить все оставшиеся поля шахматной доски.

Решение. Закрасим на доске 12 полей (см. рисунок). Никакие два из этих полей не могут быть побиты одним конем. Значит, чтобы по­бить даже только раскрашенные поля, понадо­бится минимум 12 коней.

Комментарий к решению. Идея выделить 12 полей так, чтобы никакие два не «бились» одним конем, — достаточно типовая. Заметив, что 12 кратно 4, естественно попытаться исполь­зовать симметрию доски. Тройки закрашенных полей естественно попытаться рассовать по уг­лам подальше друг от друга.

Информацию о количестве (а еще лучше — о расположении) узких мест можно и нужно ис­пользовать и при построении примера. В част­ности, этот прием встречается в задачах типа «оценка + пример».

Пример 10. Какое наименьшее число коней может побить все поля шахматной доски? (Счи­таем, что поле под собой конь тоже бьет.)

Указания. Попробуйте, воспользовавшись результатом и раскраской из предыдущего при­мера, построить требуемую расстановку из 12 коней. При этом надо обязательно побить все покрашенные поля, одновременно стараясь по­бить максимум из еще не побитых полей. Прак­тично расставлять коней тройками и использо­вать симметрию: тогда достаточно убедиться, что побиты поля одного из угловых квадратов 4x4. Не стоит только пытаться побить весь угловой

квадрат стоящими в нем конями, можно и нуж­но применять «помощь извне».

Число выделенных мест может использовать­ся не только для оценки сверху или снизу. Бы­вает полезно рассмотреть его с другой точки зре­ния. Например, проверить на делимость.

Пример 11. Можно ли в клетчатой таблице 13 х 13 отметить некоторые клетки так, чтобы любая клетка (как отмеченная, так и неотме­ченная) граничила ровно с одной из отмечен­ных клеток?

Анализ и набросок двух решений. Будем счи­тать, что отмеченная клетка — это фишка, ко­торая бьет соседние по стороне клетки. Наща задача — побить все клетки ровно по разу. Рас­красим таблицу в шахматном порядке так, что­бы угловые клетки были черными. Заметим, что фишка с черного поля бьет белые клетки, и на­оборот. Поэтому задача побить все клетки по разу распадается на две независимые: побить все бе­лые и побить все черные.

Попробуем сначала побить все черные. Нач­нем с угла (узкое место!). Угловая клетка бьет­ся, с точностью до симметрии, однозначно. Да­лее у нас всегда находится непобитая черная клетка, которую можно побить всего одним спо­собом (иначе какая-то клетка будет побита дваж­ды). Расстановка фишек продвигается однознач­но, пока мы не зайдем в тупик, пытаясь побить третий угол.

В принципе, это уже можно оформлять как решение, хотя безукоризненно изложить весь перебор непросто. Нельзя ли упростить? Мож­но, если выделить не все черные клетки, а мно­жество поменьше. Какое? А то, на котором воз­никает противоречие. Где лежат углы? На диа­гонали... Присмотримся: клетки диагонали все­гда бьются парами. А так как всего на диагона­ли 13 клеток — нечетное число, то все клетки диагонали ровно по разу побить нельзя! Значит, нельзя ровно по разу побить и всю доску.

Задача 7. На какое наибольшее число нату­ральных слагаемых можно разложить число 99 так, чтобы все слагаемые были больше 1 и по­парно взаимно просты?

Задача 8. Можно ли разрезать квадрат на 1000-угольник и 199 пятиугольников?

Задача 9. Можно ли расставить натуральные числа в клетках таблицы 4x4 так, чтобы в каж­дой паре соседних клеток (имеющих хотя бы одну общую вершину) одно из чисел делилось на другое, а в каждой паре несоседних клеток такого не было?

 Посоветуйся с соседями (частный случай и аналогия)

если нельзя, но очень хочется — то можно!

Фольклор

Узкое место можно обнаружить, решив более легкую похожую задачу. Чаще всего подойдет либо частный случай нашей задачи, либо эта же задача, но со слегка измененными числами. Важ­но заметить, что узкое место может остаться тем же самым, даже когда ответ меняется на проти­воположный!

Пример 12. 20 детей разбили на пары маль­чик-девочка так, что в каждой паре мальчик оказался выше девочки. После этого их разбили на пары мальчик-девочка по-другому. Может ли теперь оказаться, что в девяти парах из десяти девочка выше мальчика?

Анализ и решение. Поставим вопрос иначе: а может ли во всех новых парах девочка оказать­ся выше мальчика? Ясно, что нет: самый высо­кий мальчик (обозначим его М1) просто выше всех, потому что он не ниже обоих участников любой старой пары. Хорошо, а второй по высоте мальчик М2? Он выше всех девочек, кроме, быть может, Д1( которая в старой паре была с М1. Чтобы построить нужный пример, придется в новой паре поставить М2 с Д1 Точно так же, третьего по высоте мальчика М3 придется поста­вить с девочкой Д2 (раньше она была в паре с М2). Дальше ясно: возьмем

М1122>...>М1010,

в старых парах М и Д с одинаковым номером, в новых Д1 > М2 Д2, > М3, ..., Д9 > М10, и только Д10 < М1.

Конечно же, чаще узкое место более простого варианта задачи служит лишь подспорьем для поиска узких мест сложного варианта.

Пример 13. В строке записано 13 чисел. Из­вестно, что сумма любых трех подряд положи­тельна. Может ли сумма всех быть отрицатель­на?

Анализ и решение. Про 13 сразу неясно, а вот 12 чисел можно было бы разбить на четыре трой­ки, поэтому сумма точно была бы положитель­ной. Увы, 13 на 3 не делится, а дает в остатке 1. Это, однако, позволяет выявить узкое место: если пример все-таки есть, а сумма первых 12 поло­жительна, то 13-е число должно быть отрица­тельным. Отрезая «тройки» справа, видим, что и 1-е число отрицательно. Если же резать на тройки, оставляя дырку в середине, то видим, что отрицательными должны быть также 4, 7 и 10-е числа. Пора попробовать строить пример. Расчеты проще, если разных чисел меньше. Пусть на указанных выше номерах все числа равны -х, а на остальных +у (х > 0, у > 0). Тог­да сумма любых трех подряд равна 2у - х, а сумма всех равна 8у - 5х. Из неравенств 2у - х > О и 8у - 5х < 0 следует, что 1,6у < х < 2у. Взяв х = 9, у = 5, получим искомый пример.

Упражнение 10. По кругу записано 100 чи­сел. Известно, что сумма любых трех подряд по­ложительна. Может ли сумма всех быть отрица­тельна?

Задача 11. Какое наименьшее число слонов может побить все поля шахматной доски? (Счи­таем, что поле под собой слон тоже бьет.)

Задача 12. Можно ли разрезать какой-нибудь прямоугольник:

а) на равнобедренные треугольники с углом 75° при основании;

б) на подобные равнобедренные непрямоуголь­ные треугольники?

 Несвобода в целом (инвариант)

Путешествуя по Советскому Союзу, иностранец упал в строительную яму.

Ругается: «У нас, мол, опасные места принято красными флажками огораживать».

Рабочий: «А ты что, пересекая границу, красных флагов не видел, что ли?»

Анекдот

Несвобода конструкции может быть в неко­тором свойстве целого, которого нет у частей. При попытке построения примера это обнару­живается в том, что «не сходится» только в са­мый последний момент. Типичные примеры та­кой несвободы дает инвариант, то есть что-то (число, свойство) у конструкции, полученной разрешенными действиями. Типичные инвари­анты: четность, делимость на какое-то число, остаток по какому-то модулю, произведение или сумма всех чисел или остатков, периметр, пло­щадь и т.п. Если разрешенные действия всегда дают одно значение инварианта, то конструк­цию с другим значением получить невозможно. Например, нельзя доехать на поезде от Москвы до Нью-Йорка, поскольку поезд всегда остается на нашем континенте.

Пример 14. Можно ли в прямоугольную таб­лицу поставить числа так, чтобы в каждом стол­бце сумма была положительна, а в каждой стро­ке — отрицательна?

Анализ и решение. Где могут столкнуться между собой указанные свойства? Ясно, что в сумме всех чисел таблицы. Именно эта сумма является узким местом: в первом случае она складывается из сумм столбцов и потому поло­жительна; во-втором — из сумм строк, значит, отрицательна. Противоречие.

Конечно, не все инварианты столь прозрач­ны, как в предыдущей задаче. Часто, даже по­нимая, что надо искать инвариант, приходится потрудиться. А следующую задачу решить не­легко, даже зная, что в геометрических задачах часто инвариантом служит рациональность или иррациональность длин и площадей.

Пример 15. Найдется ли равносторонний тре­угольник с вершинами в узлах целочисленной решетки?

Анализ и решение. Изучим сперва произволь­ный треугольник с вершинами в узлах сетки. Длины его сторон по теореме Пифагора имеют вид  ,  где mn — целые числа. Такой корень может быть как рациональным, так и иррациональным числом. Площадь, однако, чис­ло рациональное, поскольку ее можно получить, отнимая от площади прямоугольника со сторо­нами по сетке площади прямоугольных треуголь­ников с катетами по сетке. (Более того, из этого следует что площадь треугольника будет целым или полуцелым числом.) Это, безусловно, узкое место таких треугольников. А что же с правиль­ным треугольником? Согласно предыдущему, длина его стороны а =, где k – натуральное.

Но тогда площадь S = число безусловно иррациональное. Противоречие. Зна­чит, такого равностороннего треугольника нет.

До сих пор мы использовали инвариант для доказательства невозможности. Но, как и дру­гие узкие места, он вполне может оказаться по­лезен и для поиска оптимальной конструкции.

Пример 16. В банке 500 долларов. Разреша­ются две операции: взять из банка 300 долларов или положить в него 198 долларов. Эти опера­ции можно проводить много раз, при этом, од­нако, никаких денег, кроме тех, что первона­чально лежат в банке, нет. Какую максималь­ную сумму можно извлечь из банка и как это сделать?

Анализ и решение. Поэкспериментируем: если на счету денег достаточно, будем снимать разре­шенные 300, если нет — то класть 198 обратно (это возможно, так как если на счету меньше

300, то на руках больше 200). Проследим за сум­мами на руках: 300, 102, 402, 204, 6, 306, 108, 408, 210, 12, .... Заметим, что все эти числа де­лятся на 6. Причина, впрочем, понятна: и 300, и 198 делятся на 6, значит, каждый взнос или снятие денег это свойство сохраняет. Это и есть узкое место, из-за которого мы все деньги снять не можем, ведь 500 на 6 не делится. Ближайшее к 500 кратное 6 число — это 498. Но можем ли мы снять столько? Самое простое — продолжить вышеуказанный «жадный» алгоритм: «дают — бери, а нет — клади». Он приведет нас к успе­ху, хотя и придется сделать довольно много шагов. Более остроумно — попытаться приме­нить серию шагов «увеличь на 6», с помощью которой мы из 402 сделали 408: дважды кла­дем, снимаем, кладем, снимаем. Если на руках было а долларов, то станет последовательно а -198, а - 396, а - 96, а - 294, а + 6. Такая цепоч­ка возможна, когда а - 396  0 и а +  500, то есть при 396  а  494. Шагая таким образом по 6, мы и доведем сумму на руках с 408 до 498.

Задача 13. На Луне имеют хождение монеты достоинством в 1, 15 и 50 фертингов. Незнайка отдал за покупку несколько монет и получил сдачу на одну монету больше. Какую наимень­шую сумму могла стоить покупка?

Задача 14. В левом нижнем углу шахматной доски стоят три помеченные буквами ладьи (см. рис.). Разрешается делать ходы по обычным правилам, однако после любого хода каждая ладья должна быть под защитой какой-нибудь другой ладьи. Можно ли за несколько ходов пе­реставить эти ладьи в правый верхний угол так, чтобы каждая попала на поле со своей буквой?

Задача 15. Можно ли разрезать квадрат на равные прямоугольные треугольники с углом 30°?

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz